Посвящение




Саше хотелось есть. В школе он не замечал голода: увлекали уроки, разговоры с товарищами, да мало ли интересных вещей существует? Зато дома желудок напоминал о себе, вызывая навязчивое желание скушать слона.

Саша даже не стал переодевать брюки, настолько хотелось побыстрей добраться до кухни. Он только куртку скинул и портфель убрал в шкаф. После этого, в три прыжка преодолев коридор, Саша ринулся к холодильнику.

- Сашенька, ты будешь солянку? - донесся до него голос из противоположного угла кухни.

"Ах, да!" - вспомнил Саша, - "Сегодня же суббота, мама не работает".

- Нет, мам, я не хочу, - сказал он.

- Как это ты не хочешь? Сегодня на обед солянка с сосиской.

Саша скривился. Вообще-то ему хотелось сделать себе макароны и пожарить котлету.

- Мам, а зачем ты спрашиваешь, если все равно от моего ответа ничего не зависит?

- Но меня же интересует твое мнение.

- Тогда я хочу котлету с макаронами.

- Я уже приготовила солянку.

- Мама, я САМ приготовлю себе макароны.

- А солянку я должна по-твоему выбросить?

Саша немного постоял в нерешительности.

- Ладно, давай солянку.

Мама взяла тарелку и положила Саше порцию раза в полтора большую, чем он обычно просил, но Саша на всякий случай не стал протестовать.

- Как дела в школе? - поинтересовалась мама, когда Саша принялся за еду.

- Нормально, мам, только вот наша руссичка хочет повести нас в воскресенье в музей-квартиру какого-то писателя, а зачем нам туда? Ну, посмотрим мы на стулья, на которых он сидел, на ручки, которыми он писал, а толку-то что? Не все ли равно, какой ручкой писать, правда?

- Она, наверное, хочет приобщить вас к прекрасному, - невпопад, как показалось Саше, сказала мама.

- Ну, не знаю. Просто мне это не очень интересно, да, и остальным в нашем классе тоже. Ну, мы с Мишкой сказали, что давайте лучше в Пушкинский музей сходим, там картины, скульптуры, и вообще здорово. Ну, а она...

- Саша, не говори так часто "ну". Не нужно столько вводных слов.

- Хорошо, мам. Ну так вот, а руссичка говорит, что мы этого писателя проходим, поэтому надо посмотреть, как он жил, творил, ну и все в таком роде. А мы с Мишкой спросили у класса, куда все хотят пойти. Ну а руссичка...

- Саша, я же попросила... Это "нуканье" засоряет твою речь.

Саша замолчал, потеряв нить повествования.

- И что же было дальше? - спросила мама.

- Дальше... - Саша посмотрел на вошедшую в кухню овчарку Герду, - дальше половина класса промолчала, а половина сказала, что они хотят в Пушкинский, потому что, хоть они там и не были, но нам верят. Ну... - Саша поперхнулся, - мы с Мишкой сказали, что вот, класс тоже хочет в Пушкинский, а руссичка сказала, что ее не волнует, куда класс хочет, и по ее программе посещение музея этого писателя, - Саша проглотил очередное "ну", заменив его менее заметным "в общем", - в общем нам туда завтра, а Мишка сказал, что надо просто не прийти, тогда и проблем не будет...

- Ути-пуси, - сказала мама и погладила Герду, та благодарно завиляла хвостом, - а кто у нас такой хороший?

- Мам!

Мама перевела взгляд на Сашу:

- Да-да, продолжай.

- Вот, Мишка сказал, что надо просто не приходить. А я сказал, что руссичка, конечно, дура, но если мы не придем, то ведь получиться, что мы ее подвели. Я сказал Мишке, что так делать нехорошо, а он знаешь что сказал?

Мама чесала Герду за ухом:

- Ути, лапочка. Герда кушать хочет? Сейчас покормим Герду. Кашей с сосисками... Герда хочет кашу с сосисками?

Саша опустил глаза, подцепил на вилку кусок вышеупомянутого продукта и начал без энтузиазма его пережевывать. Есть уже расхотелось. Краем глаза Саша следил, как мама разогревает в микроволновке кашу, а Герда заискивающе следит за каждым ее движением. Наконец, каша была готова. Мама немного помешала ее и перелила в Гердину миску. Герда проглотила свою еду, казалось, за один глоток, Саша за это время не успел съесть даже треть сосиски.

- А ты уроки сделал? - неожиданно спросила мама.

- Мам, я же только что пришел.

- Да, но ты их обязательно сделай.

- Сделаю.

- Тебе какие надо делать?

- В понедельник русский, по нему ничего не задали, биология и физика, - тут Саша вспомнил одну интересную штуку, - Мам, представляешь, тут Петр Павлович в прошлый четверг рассказывал про электроны...

- А кто такой Петр Павлович?

Саша обомлел:

- Ну как же, мама? Он же наш учитель по физике уже второй год, я еще к нему в клуб юных физиков хожу. Ну, мы с ним еще на прошлом занятии в зоопарке были. Помнишь, я у тебя деньги за билет просил...

- А почему ты мне не сказал, что это - деньги на билет?

- Я сказал.

- Да-а-а?

- Да, мам. Представляешь, мы пришли на занятие, а Петр Павлович говорит: "ребята, такая хорошая погода, давайте лучше в зоопарк пойдем!". Он нам даже билеты оплатил, только мы ему потом деньги отдали, на следующий день.

- Почему же ты, когда папа тебя в зоопарк звал, с ним не пошел?

- Мам, ну с папой-то идти не интересно, он все торопит: "пойдем дальше быстрее" и ругается все время, а Петр Павлович, он столько про зверей знает и все нам рассказывал. Представляешь, оказывается верблюд не носит воду в горбу, он там хранит жир! А не жарко ему потому, что у него шерсть теплоизолирующая, а на животе ее нет, и он животом прохладный воздух поглощает. То есть, живот у него в тени, и он тепло в тень отдает, так правильнее, так Петр Павлович сказал, а еще он нам объяснил, почему кашалотам не холодно в ледяной воде...

Мама неодобрительно смотрела на Сашу, а когда он сделал паузу, чтобы отдышаться, сказала:

- Все-таки папа - это родной человек, а Петр Павлович - чужой.

- Ну и что, мама, с Петром Павловичем же интересней! Он столько всего знает!

- А мы, значит, тебе не нужны? - сказала мама с надрывом,

- Нет, вы нужны...

- А получается, что не нужны. С нами ты никуда идти не хочешь, а со своим Петром Павловичем...

- Но вы же сами никуда не идете! Я же вас звал в Политехнический музей и в Биологический, а вы все: "да, да", а сами не идете...

- Нам некогда, у нас много дел.

- Я вас и не обвиняю... Так вот, я не дорассказал! Нам Петр Павлович на занятии в клубе объяснял про электроны. Так вот, каждый электрон, он как бы везде, представляешь! Каждый электрон, он как бы везде, во всей вселенной одновременно! А я раньше думал, что это шарики...

Мама улыбнулась:

- Это и есть шарики, только они очень маленькие и их не видно.

- Нет, мам, это раньше так считали, а теперь открыли, что они сразу везде, но у них разная эта... плотность. Как раз это нам Петр Павлович объяснял.

- Ну-у-у, тут ваш Петр Павлович ошибается. Электроны - это такие частички, очень-очень маленькие, они вращаются вокруг других - атомов.

- Мам, я все это знаю, и что атомы состоят из нейтронов и протонов... Только Петр Павлович не ошибается, он - очень умный.

- А я, значит получается, дура?

- Нет, мам ты не дура, но ты ведь работаешь кассиршей, а Петр Павлович, он - доктор наук.

- У меня образование инженера, - сказала мама, - и я не хуже твоего Петра Павловича знаю, что такое электроны. А ты вот пока еще не знаешь и не понимаешь ничего!

Саше стало обидно - Петр Павлович говорил ему, что Саша уже знает физику на уровне одиннадцатого класса, а может даже и первого курса института.

- И не забудь сделать уроки! - добавила мама.

- Мам, я сделаю чуть позже, только отдохну немного.

- Знаю я тебя! Потом скажешь, что забыл.

Вообще-то, Саша с нетерпением ждал, когда же наконец можно будет почитать ту книжку по физике, которую он уже давно собирался прочесть, он называлась: "Введение в теоретическую механику", а те примитивные задачки, которые находятся в школьном учебнике, Саша и не собирался решать, Петр Павлович давно освободил его от этой необходимости.

- Мам, я сделаю уроки.

- Вот-вот, сразу после обеда и садись.

- Я сяду, когда захочу! - не выдержав, огрызнулся Саша.

- Так, ну-ка не груби мне! Я сказала, делать уроки, значит, садись и делай!

- Мам, но я и так собирался делать уроки.

- Только вот не надо мне сказок рассказывать...

Тут Саша не выдержал и заорал:

- Я буду делать уроки, когда захочу!!!

В уголках маминых глаз показались слезы, Саше стало ее жалко, и он в который раз пошел на попятную:

- Ну, ладно, мам, я сделаю, сделаю уроки.

Мама молчала. Саша зачерпнул вилкой солянки и задумавшись, чуть не пронес ее мимо рта.

- Осторожнее! Какой же ты рассеянный! И о чем ты только думаешь?!

- Я думаю о нашей руссичке, - нехотя сказал Саша, - она, по-моему, дура, представляешь, надо было написать сочинение по "Грозе", она диктовала вопросы для плана и там был вопрос: "что Островский хотел сказать своей книгой?". Вот, - продолжил Саша, потихоньку распаляясь, - а я в сочинении написал, что ничего такого он сказать не хотел, просто ему нравилось о людях рассказывать, а она сказала, что это все неправильно, а я спросил: "Почему? Ведь он никому не говорил, что он хочет сказать". Ведь правда, мам, он же ведь ничего не говорил нашей руссичке? Так что, черт его знает, что он хотел сказать. А руссичка...

- Саша, я же тебя просила не чертыхаться.

- Ой, мам, извини, я забыл. Так вот, руссичка...

- Нет, Саша, надо себя контролировать и следить за своей речью. Я хочу, чтобы ты был культурным и вежливым мальчиком.

- Да, мам. Так вот, руссичка...

- Нет, Саша, - сказала мама, повысив голос, - ты должен сказать: "хорошо, мама, я больше никогда не буду чертыхаться".

- Да, мама, я никогда больше не буду чертыхаться, черт побери!

- Так, почему ты кричишь?

- Мам, ты первая начала...

- Я не начинала.

- Хорошо, мама, я больше никогда не буду чертыхаться.

- Вот теперь продолжай.

Но Саше уже расхотелось рассказывать дальше.

- Они поженились и жили счастливо, - сказал он, а мама даже не спросила, что это должно означать, будто не заметила несоответствия.

Саша зачерпнул еще солянки, и тут его взгляд упал на телефон:

- О, мам, я такую штуку придумал. Смотри, я с Мишкой подолгу треплюсь, и вот что мне пришло в голову, а что если...

- Надо говорить "разговариваю".

- Да, я с Мишкой подолгу РАЗГОВАРИВАЮ, и вот я подумал, а что если сделать наушники и микрофон и подключить их к телефону? Ведь это же очень удобно, не надо трубку держать. А если сделать длинный провод, то можно ходить по комнате и делать что-нибудь во время разговора...

- Убери локти со стола, - сказала мама.

Саша убрал локти и продолжил:

- Я с Петром Павловичем советовался, он сказал, что это - хорошая мысль, и что он научит меня паять и как все это сделать объяснит. Я уже даже немного знаю как. Надо...

- Ты бы ел солянку, а то остынет.

- Да, сейчас только дорасскажу. Надо взять обычную эту штуку... как у наушников на конце провода и к ней...

- Ну ешь же, остынет ведь!

- Мам, да уже остыло, я потом разогрею в печке и доем... так вот, и такую же штуку припаять к тем проводам, которые в телефоне, только эту штуку надо наоборот, чтобы в нее включалось...

- Саша, ну почему же ты не слушаешь, что я тебе говорю?

- Мам, я слушаю, я же отвечаю на все твои вопросы... Так вот, надо такую же штуку в телефон, только я пока не знаю, как разобраться какие провода какие...

- Я вижу, что по-хорошему с тобой нельзя... Ну, что ж... Я ничего не хочу слушать пока ты не доешь, - мама зажала уши.

Этого Саша уже не мог стерпеть.

- Мама! - позвал он.

- Нет, Саша, пока не доешь, я ничего не хочу слышать.

"Но ведь она же сама начала разговор, черт возьми!", - сказал чей-то голос в Сашиной голове. Саша в ярости вытряхнул содержимое тарелки на стол и швырнул ее в раковину. Мама разжала уши и упавшим голосом произнесла:

- Ты совсем сошел с ума...

- Я никогда больше не буду с тобой разговаривать! Слышишь?!! Никогда! - закричал ей Саша и, опрокинув табуретку, выбежал из кухни.

Мама посмотрела ему вслед. "Почему же он так плохо ко мне относится?", -думала она, - "Я ведь так о нем забочусь, все для него делаю. А он постоянно устраивает истерики. Стоит мне с ним заговорить, в него будто зверь вселяется. Он становится диким, неуправляемым. Ведь это все уже не в первый раз. Может, стоит его врачу показать? Хотя, нет. Ничего серьезного, скорее всего. Все подростки такие. Это, наверное, переходный возраст".
 

Кравецкий.
16. 02. 99
 
 
 
 
 

К списку произведений